Arrow
Arrow
Slider

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

 

ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

     ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

    ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

 

     В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

 

ФГОС ДО В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ:

 

Как понимать слово "стандарт"?

 

 Стандарт в образовании - это гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование; это государственная норма образованности, отражающая общественный идеал и учитывающая возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Основная цель ФГОС ДО?

Цель ФГОС ДО:

·        обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

·        обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·        сохранение единства образовательного пространства

 

 Будут ли дошкольники в детском саду учиться как в школе?

      Ребенок дошкольного возраста должен получать необходимые знания исключительно в игровой форме.

 

    Через игру, экспериментирование, общение дети познают окружающий мир. Дошкольное образование предлагает различные формы и виды деятельности для организации обучения и воспитания дошкольников.

Формат школьной жизни в детском саду не допустим даже в малых проявлениях.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Как ФГОС ДО обеспечит подготовку детей к школе?

Ч       Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

       Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

      Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

 Какую роль ФГОС ДО отводит родителям?

*       Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

*       Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.

*       Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Есть ли, при этом, какие-либо обязанности дошкольных организаций по отношению к родителям?

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана по отношению к родителям:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, об Образовательной Программе детского сада.

• обеспечить открытость дошкольного образования.

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

 

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.